Что китайские подлодки делают в Индийском океане?

Проект "Один ремень, одна дорога"

Хотя Китай не является главной державой в регионе, он стремится выкроить для себя роль в регионе Индийского океана в рамках инициативы Морского шелкового пути. Морской шелковый путь вместе с сухопутным Шелковым путем соединит Китай с Центральной Азией, бассейном Каспийского моря и регионом за его пределами. Он несет на себе отпечаток идей председателя КНР Си Цзиньпина, который высказал идею за расширение влияния Китая, о чем не говорил ни один современный китайский лидер со времен Мао Цзэдуна.

Тихое и спокойное маневрирование Китая в Индийском океане пытается бросить вызов господству США и постепенно избавиться от природно-географического преимущества Индии. Китай демонстрирует свою мощь напористыми действиями с целью доминирования в Южно-Китайском море – своеобразном критическом «коридоре» между Тихим и Индийским океанами. Китай  преобразовывает крошечные, в основном подводные рифы в острова,  на которых могут размещаться военные объекты и персонал. В этом отношении Южно-Китайское море стало ключевым в борьбе за влияние в Индийском океане и большом  Индо-тихоокеанском регионе.

Двойной «Шелковый путь», который также был назван Пекином «Один ремень и одна дорога» являются частью стратегии Си Цзиньпина чтобы вырваться из региона Восточной Азии и стать более глобальной державой, распространяя свое влияние на Средний Восток. Проекты позволят Китаю выстроить экономические рычаги и помочь вывести региональные страны на эту орбиту.

Не план Маршалла

Обе эти инициативы, однако, не являются китайской версией альтруистического американского послевоенного плана Маршалла.  Скорее всего, они были разработаны в момент замедления экономического роста в Китае, чтобы получить прибыльные контракты для китайских государственных компаний, представляя коммерческую с помощью проникновения доброжелательными инвестициями и кредитами. Пекин действительно проделывает большую работу в осуществлении бизнеса за рубежом в виде экономической помощи.

Контракты, которые Китай заключил, помогут ему справиться с его проблемой перепроизводства.  Железнодорожный проект в Таиланде, стоимостью $ 10,6 млрд. и $ 20 млрд. новые энергетические проекты в Пакистане лишь подчеркивают экспорт инфраструктуры из Китая.

Приступая к установлению связи беспокойной китайской провинции Синьцзян с Аравийским морем посредством 3000-го транспортного коридора по суше к китайскому порту Гвадар, построенному в  Пакистане, Си Цзиньпин сделал Пакистан центральным звеном между морским и сухопутным Шелковым путем. Этот коридор, проходящий через Пакистан-Кашмир, будет соединять два Шелковых пути, и, кроме того, позволит Китаю бросить вызов Индии в морских владениях.

Китай также стремится задействовать богатый минеральными богатствами Индийский океан, и приглашает Индию совместно заняться глубоководной добычей полезных ископаемых.  Тем не менее, он выступает против любого индо-вьетнамского сотрудничества в Южно-Китайском море. «Ваше море –наше море, но мое море – это мое море», кажется, так звучит новая китайская поговорка.

Покупая дружбу

В более широком смысле инициатива «Шелкового пути» связана с масштабной стратегией Си Цзиньпина по кооперации с региональными государствами, особенно путем их интеграции со сферами экономики и безопасности Китая. По словам китайского консервативного ученого Янь Цитунга, «залечь на дно, выждать свое время» – изречение покойного лидера Дэн Сяопина уже не актуально и было заменено на более амбициозную и напористую политику Си Цзиньпина по отношению к меньшим странам. По словам Янь, «мы предоставляем им экономические выгоды и, в свою очередь, мы получаем хорошие политические отношения. Мы как бы «покупаем» эти отношения».

Примерами того, как Китай «покупает дружбу» являются крупные контракты, подписанные с ныне свергнутым президентом Шри-Ланки Махиндой Раджапакса, превращающие эту стратегически расположенную в Индийском океане страну в крупную остановку на китайском морском пути. Новый президент Шри-Ланки Майтрипала Сирисена сказал в ходе своей избирательной компании, что китайские проекты заманили Шри-Ланку в «долговую яму».

В своем предвыборном обращении, не упоминая Китай, Сирсена предупреждает: «земля,  которую белый человек получил при помощи военной силы, в настоящее время находится у иностранцев, которые платят за нее выкуп нескольким лицам. Это ограбление происходит перед всеми средь бела дня. Если эта тенденция сохранится еще в течение шести лет, наша страна станет колонией, а мы станем рабами».

Проект Морского "Шелкового пути"

Своим проектом Морского шелкового пути Китай бросает вызов существующему балансу сил в Индийском океане. Его усилия включают в себя строительство портов вдоль жизненно важных морских путей; строительство энергетических и транспортных коридоров в Китай через Мьянму и Пакистан; и сбор «нитей жемчуга» в виде заправок и форпостов морской доступности вдоль великих торговых артерий.

Интерес Китая в Индийском океане неуклонно растет с 2008 года, когда он приступил к военно-морской миссии в рамках многосторонних усилий по борьбе с пиратством у Африканского Рога. Это был первый раз, когда ВМС Китая были задействованы за последние 600 лет.

Китайские подводные лодки в Коломбо

Иллюстрацией к тому, как Китай совмещает экономические и военные интересы, может быть проведение китайскими подводными лодками своих первых известных рейсов в Индийском океане, с последующей стыковкой двух подлодок на новом построенном и находящимся в собственности Китая  контейнерном терминале в столице Шри-Ланки, Коломбо. После постройки южного порта Шри-Ланки в Хамбантоте, Китай теперь собирается построить крупную остановку на своем морском пути в виде города  примерно размером с Монако, стоимостью в $ 1,4 млрд. на мелиорированных землях Коломбо. Пекин также заинтересован в аренде одного из 1200 островов, отношения с Мальдивами у которых являются разорванными по политическим причинам.

Под руководством Си Цзиньпина Китай превратился в активного игрока, который, чтобы сформировать свою внешнюю среду безопасности, использует торговлю и инвестиции, чтобы расширить сферу своего стратегического влияния, одновременно предъявляя территориальные и морские претензии своим соседям. Проект Морского шелкового пути – часть плана Си Цзиньпина по росту влияния Китая на море – в его защиту приводится аргумент, что морская доминанта является ключом к достижению Китаем превосходства в Азии.

В этом свете, новый азиатский порядок будет определяться не столько событиями в Восточной Азии, сколько конкуренцией за большее влияние в Индийском океане,  в морском центре мира.

Брахма Челлани,

Профессор стратегических исследований в Нью-Дели, Центр политических исследований

Поделиться →

Top