США и Китай делают ставки на соперничество в небе над Южно-Китайским морем

Вид с воздуха на рекультивацию земель Китаем в спорных островах

Когда ВМС США отправили прибрежный боевой корабль к месту его первого патруля в районе спорных островов Спратли в Южно-Китайском море на прошлой неделе, они также пришли к выводу, что неплохо было бы понаблюдать за ситуацией с неба.

Авианосец «Форт Уэрт» – один из самых современных кораблей ВМС США, направил разведывательный беспилотник и вертолет «Морской ястреб» для патрулирования воздушного пространства – об этом было заявлено на сайте ВМФ США.

Хотя флот не сообщал о скорой рекультивации земель Китаем в  районе островов Спратли, действия кораблей должны были продемонстрировать возможности США в случае, если Пекин объявит о зоне идентификации ПВО (Адиз) в этой области – некоторые эксперты и официальные американские военные лица считают это все более вероятным.

«Это не является неизбежным, но если спорить на деньги, я буду держать пари, что в конечном итоге  они однажды объявят об этом, я только не знаю, когда», – сказал высокопоставленный американский командующий, знакомый с ситуацией в Азии.

Системы «Адиз» не регулируются формальными договорами или законодательством, но используются некоторыми народами, чтобы расширить контроль за рамки национальных границ. Они требуют обязательной идентификации гражданских и военных самолетов, чтобы идентифицировать их и в случае угрозы военной безопасности, перехватить.

США и Япония осудили действия Китая, когда в конце 2013 года ввел систему «Адиз» в Восточно-Китайском море в зоне прежде необитаемых спорных островов с Токио.

Китайские военные объекты в настоящее время находятся в стадии строительства на рифе «Огненный Крест» в  районе островов Спратли. По словам командира США, который пожелал остаться анонимным, 3000- метровая взлетно-посадочная полоса и бортовые РЛС раннего предупреждения могут быть введены в строй уже в конце этого года.

Последние спутниковые снимки показывают также восстановительные работы на Рифе Суби по созданию суши, и если их объединить, то они вполне могли бы составить пространство для аналогичного размера взлетно-посадочной полосы.

Растущая озабоченность в Вашингтоне относительно того, что Китай может ввести воздушные и морские ограничения в Спратли, когда он завершает работу над созданием своих семи искусственных островов, вероятно, будет стоять на повестке дня, в то время как госсекретарь США Джон Керри встречается с китайскими руководителями в Пекине для ранее запланированных переговоров.

Возникающие трудности

Восходящая держава Азии предъявляет претензии на большую часть Южно-Китайского моря, через которое в ходе судовой торговли проходит порядка $ 5 трлн. ежегодно. Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Бруней также предъявляют встречные претензии.

Китай заявил, что имел полное право создать «Адиз», но из-за нынешних условиях в Южно-Китайском море он один не эффективен.

Обеспечить  одну «Адиз» будет трудно даже с двух взлетно-посадочных полос, способных справляться с истребителями в районе островов Спратли. Кроме того, расширенная взлетно-посадочная полоса на острове Вуди на спорных Парасельских островах, которая располагается дальше на север,  также неэффективна из-за больших расстояний – об этом заявили региональные военные чиновники и эксперты.

Так, например, острова Спратли лежат более чем за 1100 км (680 миль) от китайского материка, что делает хорошо оборудованные аэродромы Китая вдоль побережья вне досягаемости.

«Даже с учетом освоения новых земель она растянется на столько километров, что для Китая будет трудно регулярно применять такую зону, расположенную далеко на юге», – сказал Ричард Битзингер, региональный аналитик безопасности в Сингапуре,  представитель  Сингапурской Школы международных исследований С. Раджаратнама.

Японские и американские военные игнорируют «Адиз»  над Восточно-Китайским морем  – также как, как это делают две основные компании Японии:  ANA Holdings и Japan Airlines.

По результатам исследования, проводимого независимой Исследовательской службой Конгресса США ранее в этом году,  несмотря на то, что ВВС Китая активно отслеживают эту зону с наземных радаров от береговой линии, как правило они довольно сдержаны в ее применении.

«Самолеты Китая вряд ли поддерживают постоянное присутствие над Восточно-Китайским морем», – отмечается в  исследовании, со ссылкой на ВВС США.

Возможность эскалации ситуации

Южно-Китайское море может оказаться большой проблемой для Китая, учитывая сложность спора и возможность ответной реакции от ВМС и ВВС США.

Действительно, во вторник, американский чиновник заявил, что Пентагон рассматривает вариант отправки военных самолетов и кораблей, чтобы установить свободу судоходства вокруг созданных Китаем островов.

В МИД Китая заявили, что Пекин «крайне обеспокоен» и требует объяснений.

В пятницу Китай обвинил Филиппины в том, что вместе с США они «преувеличивают угрозу Китая» над островами Спратли.

«За последнее время Китай шесть раз  предупреждал филиппинские ВВС и ВМС покинуть острова Спратли», —  заявил военачальник Филиппин в регионе на прошлой неделе. Однако, самолеты так и не вывели из региона.

Чжан Баоху, эксперт по материковой безопасности из университета Линнань в Гонконге сказал, что беспокоится по поводу возможной конфронтации в ходе демонстрации силы США.

«Это безрассудство», – заявил он относительно последних планов Вашингтона.
«Это скрытый рычаг для непреднамеренной эскалации», – добавил он. «Готовы ли они принять последствия этой эскалации?»

В море напряженность уже очевидна.

В заявлении ВМФ об авианосце «Форт Уэрт», говорится, что он также может  охотиться за подводными лодками и поддерживать высадку морского десанта. Также в заявлении отмечено, что  корабль «столкнулся с несколькими военными кораблями Народно-освободительной армии»  во время своего патрулирования. Однако больше никаких подробностей не сообщается.

«Наше взаимодействие с китайскими кораблями продолжает быть профессиональным и (Кодекс незапланированных встреч на море) помогает прояснить намерения и предотвратить недопонимание», – об этом заявил командир  «Форт Уэрта» Мэтт Кавас.

 

Поделиться →

Top