Индия подписала портовую сделку с Ираном, не обращая внимания на предупреждения США

Порт Чабахар в Пакистане

На этой неделе Индия будет продвигать свои планы по строительству порта на юго-востоке Ирана. По сообщениям двух неназванных источников, премьер-министр Нарендра Моди стремится развивать торговые связи с Центральной Азией и даже готов проигнорировать давление США не спешить с заключением каких-либо сделок с Ираном.

В 2003 году Иран и Индия договорились о развитии порта Чабахар, который находится на Оманском заливе, неподалеку от границы Ирана с Пакистаном. Однако, предприятие не достигло существенного прогресса из-за введения западных санкций в отношении Ирана.

Теперь же, подгоняемые подписанными сделками китайского президента Си Цзиньпина с Пакистаном в области инфраструктурных и энергетических проектов на общую сумму $ 46 млрд., Моди собирается как можно быстрее подписать торговые соглашения с Ираном и с другими странами Персидского залива.

«Министр транспорта Нитин Гадкари прибудет с однодневной поездкой в Иран для подписания меморандума о взаимопонимании по развитию порта Чабахар. Сделка состоится в среду», — об этом заявил источник в Министерства транспорта агентству Reuters.

Воодушевленная перспективой сделки между мировыми державами и Тегераном по ядерной программе Ирана 30 июня, после чего западные санкции в отношении Ирана могут быть смягчены, Индия направила свою делегацию в Иран для «прощупывания почвы» на предмет заключения торговых, энергетических и инфраструктурных сделок.

На прошлой неделе США уже предостерегли Индию и другие страны от установления тесных связей с Ираном до подписания финального соглашения по иранской ядерной программе. Но официальные власти Индии уже заявили, что Нью-Дели не может игнорировать свои национальные интересы и сослались на доклад о том, что делегация США по атомной энергетике уже посетила Иран.

«Мы не хотим упустить эту возможность и будем двигаться в этом направлении как можно быстрее», – об этом заявили в Министерстве транспорта. Кабинет индийского правительства одобрил план развития Чабахара в прошлом году.

Чиновник Госдепартамента США заявил о том, что США не знают всех деталей меморандума о взаимопонимании, но предупредил, что инвестирование в строительство порта «попадает под санкции в соответствии с законодательством США».

Чиновник также заявил, что шанс заключить полноценное соглашение с Ираном по его ядерной программе будет зависеть от продолжения политики международного давления на Иран. Он также сказал, что США продолжит «текущие откровенные переговоры с Индией по этому вопросу».

Иран также предложил Индии заключить соглашение о свободной торговле – об этом сообщил источник в Министерстве торговли. Торговля с Ираном началась в 2012 году, но из-за осложнений, связанных с санкциями, индийский экспорт в Тегеран сократился в последние годы вдвое и составил $ 4 млрд.

В настоящее время индийские экспортеры хотят использовать зону свободной торговли, которая развивается рядом с Чабахаром, для экспорта товаров в СНГ, состоящие из бывших республик СССР – об этом заявил Халид Хан, региональный руководитель Федерации Индийской Экспортной Организации в Мумбае.

«Это будет подарок Моди Ирану и индийским экспортерам», — сказал он о проекте порта.

В обход Пакистана

Строительство порта принесет Индии определенные преимущества: позволит сократить транспортные расходы и время, затраченное на перевозку товаров в Центральную Азию и страны Персидского залива примерно на 1/3.

Порт Чабахар также является главной попыткой Индии обойти Пакистан и открыть маршрут к Афганистану, имеющему выход к морю, с которым Индия уже наладила тесные связи в сфере безопасности и экономических интересов.

Индия уже потратила около $ 100 млн. на строительство 220 км дороги в западном Афганистане, чтобы соединить ее с портом Чабахар.

На прошлой неделе Моди заверил президента Афганистана Ашрафа Гани в приверженности Индии построить порт.

«Чабахар, расположенный вдоль побережья Гвадар в Пакистане, разрабатывается с помощью Китая», – говорит Робин Миллс, руководитель консалтингового агентства  Manaar Energy в Дубае. «Так что это – стратегический объект для индийской стороны», – добавляет он.

Иран может довольно быстро развиваться как место для глобальных инвесторов, в случае, если западные санкции будут сняты. Моди всячески стремится ускорить строительство порта, чтобы не дать времени Тегерану передумать.

В выходные иранские СМИ сообщили, что Иран отклонил запрос индийского правительства на предоставление права разведывания и разработки газа в поле Фарзад-Б, на которое Индия была готова потратить несколько миллиардов долларов.

«Я полагаю, что Индии следует продвигать свои проекты и воспользоваться всеми возможностями, которыми она сможет, прежде чем Иран изменит свое решение», – говорит Миллс.

 

 

Поделиться →

Top