Проблема безопасности китайско-пакистанского экономического коридора возникла сразу после визита Си Цзиньпина

Си Цзиньпин с визитом в Исламабаде 20 апреля

Председатель КНР Си Цзиньпин назвал вложение $ 46 млрд. в экономический коридор Китай-Пакистан «исторической возможностью развития» для Пакистана. Однако, он опасается, насколько безопасно останавливаться на проекте, который включает в себя столь масштабное строительство в нестабильных регионах.

В понедельник Китай и Пакистан официально подписали более 50 соглашений по торжественному вводу Китай-Пакистанского Экономического Коридора. Между странами будут построены сеть шоссейных дорог, железные дороги и трубопроводы, связывающие Китай со своенравным на западе Аравийским морем через Пакистан.

Этот проект – часть пекинского плана «Пояс дорог» по расширению торговых и транспортных связей Китая по всей Центральной и Южной Азии. Это позволит Китаю получить легкий доступ к ближневосточной нефти через глубоководный порт Гвадар на юго-западе Пакистана.

Китайский план также направлен на укрепление неблагополучной экономики Пакистана, которая по прогнозам МВФ будет расти на 4,3% в этом году, и решение ее энергетического кризиса.

Пекин и Исламабад уже давно поддерживают тесные связи и речь Си Цзиньпина в парламенте Пакистана во вторник была полна цветочной риторики, которая символизирует их официальные контакты.

«Сегодня у Пакистана есть возможности для своего исторического развития. Премьер-министр Шариф создал мечту азиатского тигра наяву», – сказал он законодателям перед вылетом на саммит в Индонезию.

Но вдали от рукопожатий и дружеских похлопываний по плечу, существуют реальные проблемы безопасности большей части плана, которая опирается на развивающийся Гвадар, контроль над которым был передан китайской компании в 2013 году.

Порт находится к востоку от Ормузского пролива, через который осуществляется транспортировка большей части добытой нефти на Ближнем Востоке.

Но связывание Гвадара с остальной частью Пакистана и находящимся на западе китайским городом Кашгаром за 3000 км, будет включать масштабное строительство инфраструктуры в Белуджистане.

Это одна из самых нестабильных провинций Пакистана, которая на протяжении 10 лет была местом кровавой борьбы сепаратистов-повстанцев.

Этнические повстанцы Белуджистана выступают против развития провинции Гвадар, в то время как она является независимой. Ранее они взрывали многочисленные трубопроводы и поезда, а также нападали на китайских инженеров.

Ранее в этом месяце Фронт Освобождения Белуджистана заявил, что нападение в провинции на строителей, в результате которого 20 инженеров со всего Пакистана погибли – самая кровавая выходка сепаратистов с 2006 года.

Сиддик Белуджи, редактор газеты «Белуджистан Экспресс», заявил, что повстанцы хотят отпугнуть инвесторов и застройщиков, которые работают с правительством Пакистана – например, китайцев.

«Очевидно, они думали, что сделав это, им удастся сорвать работу экономики, нарушить механизм управления и бросить вызов администрации в регионе», — сказал он.

Подавление восстания силой в Белуджистане, где окрестности пустынны и малонаселенны, а большие территории занимают пустыни и горы, оказалось довольно трудным делом.

Абдул Малик Белуджи, главный министр Белуджистана заявил, что предпринимаются энергичные попытки по переговорам с повстанцами.

«Если честно, то я думаю, есть только один путь – начать переговоры и привести за стол переговоров повстанцев», — сказал он.

В попытке развеять существующие опасения, пакистанский коллега Си Цзиньпина, Си Мамнун Хусейн сказал ему, что будет выделена специальное военное подразделение, на которое будет возложена ответственность за жизни китайских рабочих.

Военный представитель, генерал-майор Асим Байва написал, что «специальное подразделение по безопасности в составе батальонов армии и гражданских вооруженных сил возьмут под свою защиту Пакистанско-китайские экономические проекты».

Отдел, возглавляемый генерал-майором, будет состоять из девяти армейских батальонов и шести крыльев гражданских вооруженных сил.

В понедельник повстанцы Белуджистана совершили нападение на аэропорт в районе Гвадара и нанесли ущерб, однако, обошлось без жертв. Эти события являются ярким напоминанием об опасностях, которые таит в себе регион.

Эндрю Смолл, автор книги «Китай-пакистанская ось», заявил, что недавний китайский опыт работы в Пакистане дал ему хорошее представление о том, хорошие проекты будут продолжаться, несмотря на проблемы безопасности.

«Конечно, Китай до конца не уверен, что все проекты будут защищены. Однако, представители Китая полагают, что проблема с безопасностью региона – одна из главных причин, чтобы двигаться дальше ради стабильности Пакистана».

Даже если не все проекты, предусмотренные планом экономического коридора продвинутся вперед, «масштаб проекта настолько велик, что проект все равно должен иметь серьезные экономические последствия».

Китайские проекты затмевают пакет американской помощи Пакистану в $ 5 млрд., который реализуется с 2010 года. Однако, Смолл заявляет, что Пекин не был заинтересован в вытеснении Вашингтона из региона, предпочитая видеть, как США оказывают поддержку.

Поделиться →

Top