Российский проект по разработке газа в Арктике – попытка избежать «глубокой заморозки» в условиях украинского кризиса

Ледокол в Арктике

Мегапроект по строительству предприятия «Ямал-СПГ» на просторах вечной мерзлоты Российской Арктики, стоимостью $ 27 млрд. – это вызов не только экстремально низким температурам, но и украинскому кризису, влияющему на финансирование проекта.

Находящийся на 2500 км севернее Москвы, «Ямал» – совместное предприятие российской компании НОВАТЭК, французской Total и Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Он обещает быть одним из крупнейших в мире проектов по добыче сжиженного природного газа (СПГ) и его транспортировке на кораблях в Азию и Европу.

Не так давно эта территория привлекала лишь горстку геологов и исследователей, чьими соседями на необжитой территории были лишь полярные медведи и лисы.

«Здесь ничего не было, только тундра», — говорит Дмитрий Фонин, ветеран промышленных проектов на Русском Севере. Он же стоит у руля строительства «Ямал-СПГ».

Однако, вот уже два года спустя развитие идет полным ходом и 9000 рабочих трудятся в далеко не самых благоприятных условиях, чтобы запустить масштабный объект к 2017 году. Предполагается, что он будет производить 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа ежегодно.

«Сейчас довольно тепло, -10 градусов по Цельсию. Средняя температура зимой здесь -30 градусов, и даже опускается до -56», — говорит Руслан Михалков. Он – капитан ледокола и ему поручено держать воду вокруг порта судоходной.

Амбиции Запада и Востока

Планы по запуску проекта «Ямал-СПГ» относятся к временам 10-летней давности, и существовали задолго до того, как произошел сегодняшний кризис в отношениях России с Западом, когда после присоединения Крыма к России в отношении Москвы были введены санкции со стороны США и Евросоюза.

Российское руководство надеется, что расположение позволить разделить потоки энергоресурсов, идущих на экспорт. Планируется, что корабли будут доставлять газ на рынки сбыта – в Европу и Азию – по северному маршруту, проходя в маленький проход между Европейской частью России и Тихим океаном, несмотря на то, что навигация здесь носит ярко выраженный сезонный характер.

Еще недавно были опасения на счет будущего проекта: международные связи резко ухудшились после украинского кризиса, Запад ввел жесткие санкции против России, что привело к тому, что некоторые крупные энергетические предприятия с участием западных и российских фирм были отложены.

Хотя данный проект напрямую и не был мишенью санкций, и Total и КННК остаются с долей 20% каждого, принцип экономического «око за око» ударил по предприятию в других отношениях.

В середине июля НОВАТЭК попал в черный список Федерального Казначейства США и хотя совместное предприятие не попало под санкции, карательные меры Запада закрыли путь для потенциальных денежных средств.

Проекту до сих пор необходимо $ 18 млрд. инвестиций. Кроме того, вопрос финансирования также усугубляется текущим снижением цен на нефть, что сокращает доходы предприятия.

Цены на газ часто зависят от цен на сырую нефть.

Если бы перед нами не стоял вопрос санкций, проект уже бы финансировался, это очевидно», — сказал генеральный директор компании Total Патрик Пойанн, во время недавнего посещения объекта. Он также добавил, что рассчитывал, что эта ситуация продлится всего несколько недель.

«Из-за санкций мы не можем использовать доллары, мы используем финансирование китайских банков, европейских банков и также других азиатских банков», — сказал Пойанн.

«Помимо самого объекта, субподрядчики и поставщики тоже страдают от санкций», — говорит глава НОВАТЭК Леонид Михельсон.

«Очень много чисто технических сложностей с деньгами, хотя их и можно преодолеть», — добавил он.

Россия выделила долгосрочные кредиты на сумму 150 млрд. рублей ($ 2,7 млрд.), половина из которых уже предоставлена.

Сотрудники европейской компании подтвердить сведения потенциальных инвесторов пока не решаются: «Банкам потребуется время, чтобы убедиться, что они не нарушают санкции. Кроме того, банки задаются вопросом, будут ли продлены санкции в дальнейшем. Все это создает напряжение».

Контракты уже подписаны

Несмотря на заминки, главы энергетических компаний остаются довольно оптимистичными в плане будущего проекта и уверяют, что он будет доведен до завершения.

«Мы можем поставить на европейский и на азиатский рынок», — сказал Пойанн, описывая предприятие, как «стартовую площадку для роста» в России.

Обязательства компании Total по отношению к России были зафиксированы предшественником Пойанна на этом посту – Кристофом де Маржери, который погиб в октябре 2014 года в московском аэропорту при столкновении его самолета со снегоуборщиком.

Обе стороны настаивают на жизнеспособности проекта и не сомневаются, что он будет работать.
Добыча газа в Арктике

«У нас есть контракты на весь 100% объем добываемого газа. Конечно, такие внушительные объемы пойдут на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион», — недавно заявил глава НОВАТЭК Леонид Михельсон.

Аналитики полагают, что для России проект «Ямала» является жизненно важным, так как Москва должна начать разработку новых месторождений за пределами своих нынешних объектов добычи.

Таким образом, продолжать поддерживать проект «на плаву» обязательно, несмотря на то, какие препятствия могут возникнуть в будущем.

«Проекты по добыче СПГ вероятно, столкнутся со значительными проволочками, из-за высоких цен, геополитических и экономических санкций», — заявили аналитики Cedigaz в своем недавнем отчете.

«Но, может быть, в значительных масштабах они разовьются лишь в течение следующего десятилетия».

Поделиться →

Top